На заседании Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан глава Агентства по регулированию финансового рынка Мадина Абылкасымова поделилась информацией о мерах защиты казахстанцев в сегменте финансов, от банковских услуг до страхования и операций на бирже.
Основная проблема, которую обсудили — это высокий уровень задолженности населения. С июля 2024 года введен запрет на выдачу потребительских кредитов лицам с задолженностью более трех месяцев. Также упрощены процедуры реструктуризации долгов, предотвращая их продажу коллекторским агентствам до 2026 года.
Существует стандартизированная процедура разрешения долговых споров: заемщик сначала обращается в банк или МФО, а при неудаче — к финансовому омбудсману или напрямую в Агентство. В 2024 году таким образом были реструктурированы долги на сумму 358 млрд тенге, ещё 18 млрд тенге были списаны.
Для тех, кто не способен погасить долги, предусмотрено внесудебное банкротство. Из 244 тысяч обратившихся, статус банкрота получили только 30,5 тысяч. Процедура была упрощена, а кредиторы, игнорирующие передачу данных в бюро, теперь сталкиваются с аннулированием долга.
Введены также лимиты на суммы кредитования: банки могут выдавать до 2 200 МРП, МФО — до 1 100 МРП. При превышении 1 000 МРП требуется согласие супруга. Процентные ставки снижены: по беззалоговым займам до 46%, по залоговым — до 35%.
Особое внимание уделено микрозаймам: снижены как дневные, так и годовые ставки.
Значительное внимание уделено противодействию финансовому мошенничеству. Граждане часто становятся жертвами через обманы в интернете и телефонные звонки. Теперь любой может инициировать запрет на получение кредитов через портал eGov, этой функцией уже воспользовались более 2,2 миллиона человек. Все онлайн-займы теперь требуют биометрическую верификацию.
Нацбанк создал Антифрод-центр для мониторинга подозрительных финансовых операций, успешно блокируя мошеннические схемы на сумму 2,5 млрд тенге. Жертвам мошенников банки и МФО теперь обязаны приостановить начисление процентов и взыскания.
Введено правило «периода охлаждения» для крупных онлайн-займов, требующее однодневной проверки на мошенничество. Для получения первого кредита необходим личный визит в отделение. Для молодых людей до 21 года и пожилых старше 55 лет требуется верификация через eGov.
Сотовые операторы теперь также участвуют в противодействии мошенничеству, ограничивая количество SIM-карт на одного человека и блокируя подозрительные звонки, требуя биометрическую верификацию для подключения услуг.